Советы психолога

Подготовка к экзамену
Техника повторения перед экзаменом
Рекомендации психолога для учащихся, сдающих выпускные экзамены
Как сдавать экзамены?
Советы и рекомендации выпускникам по подготовке к ЦТ

Различия между традиционным экзаменом и ЦТ

Отличительные особенности

Традиционный экзамен

ЦТ

Что оценивается Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень разви­тия устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Оцениваются фак-тические знания и уме­ние рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, пони­мать формулировку, организованность
Что влияет на оценку Большое влияние оказывают субъектив­ные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т. д. Оценка максимально объективна
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене легче заметить ошибку за счёт обратной связи от эк­заменатора и можно её исправить во время рассказа или при ответе на во­прос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы Можно заметить и исправить ошибки при проверке
Кто оценивает Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты
Когда можно узнать результаты экзамена На устном экзамене - практически сра­зу, на письменном - в течение несколь­ких дней В течение нескольких дней
Критерии оценки Известны заранее Известны заранее
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать вла­дение определённым фрагментом учеб­ного материала (определённой темой, вопросом и т. д.) Экзамен охватывает практически весь объём учебного материала
Как происходит фиксация результатов На письменном экзамене - на том же листе, на котором выполняются задания. На устном - на черновике Результаты выполнения задания необхо­димо перенести на  блан­ки ответов
Стратегия дея-тельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная

Советы родителям

  • Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это отрица­тельно скажется на результате.

  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориен­тироваться во времени и уметь его распре­делять. Если у ребёнка нет часов, обязатель­но дайте их ему на экзамен.

  • Контролируйте режим подготовки к эк­заменам, не допускайте перегрузок.

  • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых.

  • Помните! Главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Как справиться с экзаменационным стрессом

  • Составьте расписание своей подготовки к экзамену, чтобы вы смогли следить за вре­менем. Оставьте достаточно времени для отдыха, чтобы избежать переутомлений.

  • Не пейте слишком много кофе, чая и гази­рованных напитков: кофеин ещё больше возбудит ваш мозг и сделает его менее вос­приимчивым к информации. Пейте больше воды. Питайтесь чаще и правильным обра­зом, так как в период подготовки мозгу тре­буется больше питательных веществ.

  • Попробуйте дыхательную тренировку и дру­гие способы для расслабления и преодоле­ния стресса. Это поможет снять напряжение, повысит внимание, а также улучшит сон.

  • Самый быстрый и наиболее эффектив­ный способ преодоления ощущения стресса и паники - это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Вдох должен быть в два раза короче выдоха. Такое дыхание успоко­ит всю вашу нервную систему. Одновре­менно можно проговорить про себя не­сколько раз: «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо».

  • После экзамена не нужно попусту тратить время, осуждая и критикуя себя за то, что, по вашему мнению, вы сделали не так. По­здравьте себя за те вещи, которые вы сде­лали правильно, извлеките полезное из произошедшего и начните подготовку к следующему испытанию.

  • Устраивайте себе небольшие вечерние прогулки. Перед сном займитесь чем-нибудь расслабляющим и успокаиваю­щим. Если вы ляжете спать сразу после учёбы, то ваш мозг будет продолжать анализировать информацию и нескоро успокоится.

Психологическая подготовка к экзаменам

(рекомендации выпускникам)

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие "предстартового" волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, - это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (" повезет - не повезет "), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.