Советы психолога

Подготовка к экзамену
Техника повторения перед экзаменом
Рекомендации психолога для учащихся, сдающих выпускные экзамены

Три основных положения сдачи экзамена

1. Хорошая подготовка.

  • На экзамен надо прийти отдохнувшим.
  • Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.
  • Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.

Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

  • Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.
  • В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.
  • Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.
  • Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.
  • Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!
  • Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.
  • Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

3. Техника сдачи экзамена.

Письменные работы

  • На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.
  • После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).
  • На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.
  • Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.
  • В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.

Устные ответы

  • оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.
  • поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.

Различия между традиционным экзаменом и ЦТ

Отличительные особенности

Традиционный экзамен

ЦТ

Что оценивается Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень разви­тия устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях Оцениваются фак-тические знания и уме­ние рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, пони­мать формулировку, организованность
Что влияет на оценку Большое влияние оказывают субъектив­ные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т. д. Оценка максимально объективна
Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене легче заметить ошибку за счёт обратной связи от эк­заменатора и можно её исправить во время рассказа или при ответе на во­прос экзаменатора, на письменном - при проверке собственной работы Можно заметить и исправить ошибки при проверке
Кто оценивает Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты
Когда можно узнать результаты экзамена На устном экзамене - практически сра­зу, на письменном - в течение несколь­ких дней В течение нескольких дней
Критерии оценки Известны заранее Известны заранее
Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать вла­дение определённым фрагментом учеб­ного материала (определённой темой, вопросом и т. д.) Экзамен охватывает практически весь объём учебного материала
Как происходит фиксация результатов На письменном экзамене - на том же листе, на котором выполняются задания. На устном - на черновике Результаты выполнения задания необхо­димо перенести на  блан­ки ответов
Стратегия дея-тельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная

Советы родителям

  • Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это отрица­тельно скажется на результате.

  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориен­тироваться во времени и уметь его распре­делять. Если у ребёнка нет часов, обязатель­но дайте их ему на экзамен.

  • Контролируйте режим подготовки к эк­заменам, не допускайте перегрузок.

  • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых.

  • Помните! Главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Как справиться с экзаменационным стрессом

  • Составьте расписание своей подготовки к экзамену, чтобы вы смогли следить за вре­менем. Оставьте достаточно времени для отдыха, чтобы избежать переутомлений.

  • Не пейте слишком много кофе, чая и гази­рованных напитков: кофеин ещё больше возбудит ваш мозг и сделает его менее вос­приимчивым к информации. Пейте больше воды. Питайтесь чаще и правильным обра­зом, так как в период подготовки мозгу тре­буется больше питательных веществ.

  • Попробуйте дыхательную тренировку и дру­гие способы для расслабления и преодоле­ния стресса. Это поможет снять напряжение, повысит внимание, а также улучшит сон.

  • Самый быстрый и наиболее эффектив­ный способ преодоления ощущения стресса и паники - это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Вдох должен быть в два раза короче выдоха. Такое дыхание успоко­ит всю вашу нервную систему. Одновре­менно можно проговорить про себя не­сколько раз: «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо».

  • После экзамена не нужно попусту тратить время, осуждая и критикуя себя за то, что, по вашему мнению, вы сделали не так. По­здравьте себя за те вещи, которые вы сде­лали правильно, извлеките полезное из произошедшего и начните подготовку к следующему испытанию.

  • Устраивайте себе небольшие вечерние прогулки. Перед сном займитесь чем-нибудь расслабляющим и успокаиваю­щим. Если вы ляжете спать сразу после учёбы, то ваш мозг будет продолжать анализировать информацию и нескоро успокоится.

Психологическая подготовка к экзаменам

(рекомендации выпускникам)

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие "предстартового" волнения даже мешает хорошим ответам.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы.

В-третьих, за несколько дней до экзамена стоит проиграть с кем-нибудь эту ситуацию. Представить себе обстановку, учителей в экзаменационной комиссии, свои обычные переживания в таких случаях. Например: с трудом заставляю себя войти в класс; когда беру билет, дрожат руки, пересыхает в горле и т. д. Но вот сажусь готовиться, сосредотачиваюсь на задании, для меня больше ничего не существует. Потом уверенно подхожу к экзаменатору и отвечаю по готовой четкой схеме.

В-четвертых, стоит помнить о том, что взрослые, в том числе и экзаменаторы, - это тоже люди. Они могут отвлечься от содержания ответа, но при этом продолжают реагировать на голос отвечающего. Если он звучит уныло, неуверенно, невыразительно, это повлияет и на оценку.

В-пятых, надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании (" повезет - не повезет "), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.